Впервые проведена
учебная общественно-профессиональная экспертиза
Практика наставничества Северо-Кавказского аграрно-технологического колледжа (СКАТК) этой весной была признана лучшей в федеральном округе в номинации «Дети учат детей». На семинаре «Методические основы наставничества для студентов в организациях среднего профессионального образования: теория, практика, оценка, тиражирование» по запросу авторов впервые проведена учебная общественно-профессиональная экспертиза этой практики в целях ее развития и организации тиражирования. Расскажем о событии подробнее.

Движение WorldSkills создало возможность придумывать новые эффективные формы организации учебного процесса для всех студентов. В Северо-Кавказском аграрно-технологическом колледже опробована схема, когда студенты 3-4 курса, проявившие себя в конкурсных процедурах WorldSkills Russia (WSR), становятся молодыми наставниками первокурсников при прохождении ими приветственной учебной практики в первый месяц обучения. Производственное обучение при этом идет по заданиям демонстрационного экзамена WorldSkills. «Обычно студент, проучившись год, не представляет, что он будет уметь по окончании обучения, у студента теряется мотивация. Это явилось причиной того, что нам пришлось пересмотреть Основную профессиональную образовательную программу, введя на первом курсе производственное обучение. Задачей наставничества является дать первоначальные навыки в своей профессии согласно стандартам WSR. Первокурсник через один месяц обучения ясно представляет, что он должен и будет уметь по окончании обучения в колледже. Это имеет большое значение для социальной адаптации и повышения ответственности студентов. Повышается профессиональный уровень старшекурсников, которые отработали наставниками и сами являются участниками II этапа чемпионата. Таким образом, наставничество позволяет резко увеличить подготовку высококвалифицированных рабочих кадров, а также отобрать из выпускников будущих работников профессионального образования. Практика наставничества позволяет увеличить количество участников WSR. С этой целью проводится Чемпионат колледжа. Чтобы стать наставниками на третьем курсе, второкурсники в конце учебного года проходят дисциплину «Эксперт Демонстрационного экзамена» в объеме 32 часа», - рассказал Алан Моуравов, директор колледжа.

В экспертизе приняли участие руководители и педагоги шести образовательных организаций СПО республик Северная Осетия – Алания, Дагестан, Кабардино-Балкария, представители Министерства образования и науки РСО-Алания, Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования, АНО Центр методической поддержки наставничества «Мое будущее» (Москва), а также Людмила Анатольевна Иванюк – заместитель руководителя управления регионального развития WorldSkills Russia.

Участники экспертизы рассмотрели представленную практику по нескольким критериям: безопасность и законность, удовлетворенность участников, результативность, эффективность, возможность масштабирования и тиражирования.
Отметили, что коллективом СКАТК проработаны условия законного включения практики наставничества «студент-студент» в учебный процесс, соблюдены требования техники безопасности при организации производственного обучения, нормы трудового законодательства. Рекомендовали доработать пакет локальных нормативных актов для передачи в другие организации СПО.
Высокий уровень удовлетворенности участников практики достигается мотивирующей средой, подготовкой и поддержкой молодых наставников и наставляемых со стороны администрации, мастеров производственного обучения, преподавателей. Рекомендовали продумать систему мотивации и поощрения участников и организаторов практики.
Результативность практики на сегодня фиксируется в основном методом включенного и внешнего наблюдения. Рекомендовали подобрать пакет методов, которые позволят выполнить также количественную фиксацию результатов.
Для увеличения эффективности практики рекомендовали рассмотреть возможности расширения форматов наставничества, чтобы охватить весь период обучения студентов.
Участники экспертизы-представители организаций СПО, которые участвуют в движении WorldSkills Russia, отметили, что заинтересованы в реализации подобных практик и просят усилить возможности ее тиражирования за счет разработки и распространения методического пособия на основе опыта СКАТК.

Отдельно обсуждался вопрос о том, должно ли быть участие в наставничестве факультативным или обязательным для студентов. Мария Чередилина, генеральный директор АНО Центр методической поддержки наставничества «Мое будущее» отметила, что ответ может зависеть от того, как мы рассматриваем наставничество:
- Если наставничество – это одна из социально-педагогических технологий, среди многих, то, возможно, этот вопрос и актуален. Если же наставничество является для нас неотъемлемой частью образовательной культуры и среды, и каждый студент сможет неоднократно побыть и наставником и наставляемым в методически грамотных проектах и программах наставничества, то, полагаю, организация вполне может заявлять обязательность таких форм, в т.ч. в форме дисциплин, в рамках производственного обучения и других элементах основной профессиональной образовательной программы.

Людмила Иванюк, заместитель руководителя управления регионального развития WorldSkills Russia, подводя итоги события, отметила его значимость и высокий уровень содержания, а также то, что сегодня освоение педагогических средств работы, подобно наставничеству, очень заманчиво для человека с любой специальностью.

Особенностью экспертизы стало участие в ней студентов, которые предложили добавить в наставничество игровые и тренинговые формы для того, чтобы вовлечь как можно больше ребят.

Источник

Made on
Tilda